Теоретические аспекты и история авторского права

Глава “Теоретические аспекты и история авторского права” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP носит менее практически направленный характер, чем другие разделы.  Но в ней рассматриваются вопросы, без знания которых трудно понять систему авторского права в целом и логику развития авторского права. В частности, здесь Вы узнаете об истории авторского права в России и мире, о том, что такое форма и содержание произведения и какими свойствами должно обладать произведение, чтобы охраняться авторским правом.
Если Вы найдете ответ на интересующий вопрос здесь, попробуйте обратиться к общему разделу “Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права” или к разделу “Авторское право” Библиотеки Sum IP.

  1. История авторского права в мире.
  2. История авторского права в России.
  3. Форма и содержание произведения.
  4. Творчество как критерий правовой охраны произведений.
  5. Что такое соавторство? Виды соавторства.
  6. Оригинальные и производные объекты авторских прав.
  7. Копирайт: юридическое значение.

 1. История авторского права в мире.

Первые законы об авторском праве были приняты в Европе в XVIII веке. До этого момента понятия “интеллектуальная собственность”, “права автора” не существовали, а предоставление монополии на занятие определенной деятельностью осуществлялось посредством привилегий, выдаваемых монархами отдельным лицам. Первые законы об авторском праве закрепили противоположный принцип: государство обязано охранять авторские права любых лиц.

Одним из первых был принят закон Англии 1709 года. Первый французский закон об авторском праве относят к 1791 году. Первоначально правовая охрана распространялась только на литературные произведения, причем защищались в первую очередь интересы не автора-творца, а книгопечатников. Сама необходимость в защите интеллектуального труда была связана с развитием техники книгопечатания, когда без особого труда стало возможным изготавливать большое число экземпляров произведения.

Позже авторское право распространилось и на другие объекты: произведения изобразительного искусства, драматические, музыкальные произведения.

Важнейшей вехой в истории развития авторского права является 1883 год, когда была принята Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений. Во-первых, благодаря Бернской конвенции была расширена территория действия авторских прав (см. подробнее здесь). Во-вторых, Бернская конвенция во многом унифицировала законодательство разных стран в области авторского права. Тем самым был создан международный стандарт защиты прав авторов.

2. История авторского права в России.

Первый закон об авторском праве в России был принят в 1828 году. Он распространялся только на литературные произведения и защищал права авторов и издателей. Затем в 1911 году был издан новый закон, который существенно расширил сферу действия авторских прав и в то время отвечал общепринятым мировым стандартам. Однако судьба закона 1911 года была предрешена событиями Великой октябрьской революции.

После ряда изменений законодательства об авторском праве в 1925 году в СССР был одобрен новый закон. Его логика была предопределена сложившимся экономическим устройством  Советского Союза. Так как предприятия не конкурировали друг с другом, бессмысленно было и закреплять исключительные права на интеллектуальную собственность за кем-то одним. Поэтому по закону 1925 года правообладателями могли выступать только сами авторы. Но все авторские права сводились к личным неимущественным правам и к праву на получение вознаграждения за использование произведения. Такое регулирование авторских прав сохранилось вплоть до конца 80-х годов.

В 1993 году был принять Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”, который вернул законодательство об авторском праве в русло рыночных отношений. Его создатели опирались на опыт зарубежных стран и международные соглашения в области интеллектуальной собственности. С 1 января 2008 года вступила в силу часть IV Гражданского кодекса РФ. Соответственно, с этой даты прекратил действие Закон РФ “Об авторском праве и смежных правах”. Часть IV Гражданского кодекса сохранила основные положения, закрепленные в Законе 1993 года, однако внесла и ряд существенных изменений. В частности, с принятием части IV Гражданского кодекса поменялась система договоров в авторском праве.

3. Форма и содержание произведения.

4. Признаки творчества в авторском праве.

5. Что такое соавторство? Виды соавторства.

Произведение, охраняемое авторским правом, может быть результатом творческой деятельности двух и более лиц. Такие лица признаются соавторами. Чаще всего соавторство возникает при создании фильмов, программ для ЭВМ, музыкальных произведений с текстом.

Важно, что соавтором признается только лицо, внесшее творческий вклад в создание произведения. В частности, соавторами не будут лица, которые:

  • оказали только техническую, консультационную или организационную помощь;
  • финансировали создание произведения;
  • содействовали оформлению авторских прав на произведение

Соавторство влияет на порядок использования произведения и распоряжения исключительным правом на него. По общему правилу, каждый из соавторов вправе использовать произведение самостоятельно. Однако распоряжаться правами соавторы могут только совместно. Иное может быть предусмотрено соглашением между ними.

Существуют два вида соавторства:

История авторского права и теория: виды соавторства

  1. Делимое соавторство возникает, когда произведение состоит из частей, которые могут быть использованы самостоятельно. Соответственно, у каждой части есть свой автор. Пример делимого соавторства – музыкальное произведение, мелодию для которого написал композитор, а слова сочинил поэт.
  2. Неделимое соавторство возникает, когда произведение включает части, имеющие самостоятельное значение. Например, роман “Двенадцать стульев” Ильи Ильфа и Евгения Петрова.

 6. Оригинальные и производные произведения.

История авторского права: производные произведения

Слово “original” в переводе с английского означает “первоначальный, исходный”. Такое значение лучше всего объясняет понятие “оригинальное произведение“, т.е. произведение, созданное автором полностью самостоятельно, а не на основе какой-либо другой работы.

Производное произведение – это произведение, созданное на основе оригинального путем его творческой переработки. Чаще всего мы сталкиваемся с такой разновидностью производного произведения, как художественный перевод книг. Перевод, особенно стихов, требует не просто хорошего знания языка, но и творческих усилий по адаптации текста, поиску правильного контекста. Поэтому переводчик приобретает независимые авторские права на созданный им перевод.

Важно знать, что автор производного произведения вправе осуществлять и защищать свои авторские права только при условии, что переработка оригинального произведения была законна. Для этого необходимо заключить лицензионный договор с правообладателем оригинального произведения.

7. Копирайт: юридическое значение.

В России знак охраны авторского права © имеет исключительно информационное значение. Он означает лишь декларацию того, что произведение охраняется авторским правом. Его наличие не доказывает авторство, не является условием правовой охраны, не свидетельствует о регистрации авторских правах. С юридической точки зрения, копирайт лишь предупреждает третьих лиц о наличии авторских прав на произведение.

Как ставить копирайт правильно?

© (Имя или наименование правообладателя), (Год первого опубликования произведения)
Пример правильного написания предупредительной маркировки (копирайта):
© ООО “Юридическая фирма “ЭрГрэинпат”, 2013

Полезные ссылки по теме “Теоретические аспекты и история авторского права”

1. Статья “Знак охраны авторского права”.
2. Статья “История авторского права, начиная с советских времен”
3. Интересные факты из истории авторского права.
_