Первым и по настоящий момент важнейшим универсальным международным договором в области авторского права является Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция). Бернская конвенция защищает интересы авторов по всему миру и, кроме того, устанавливает минимальные стандарты защиты авторских прав, которые обязательны для соблюдения всеми государствами-участниками.
Здесь можно найти текст Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений В настоящей главе Библиотеки Sum IP Вы узнаете о принципах, положенных в основу конвенции, ее истории и основных положениях. Информация будет полезна как авторам, так и пользователям произведений.
- История Бернской конвенции (принятие и пересмотры).
- Произведения, охраняемые Бернской конвенцией.
- Основные принципы и нормы Бернской конвенции.
- Участники Бернской конвенции (территория действия Бернской конвенции).
- Бернская конвенция и национальное право стран-участниц.
- Бернская конвенция в системе международных договоров по авторскому праву.
1. История Бернской конвенции (принятие и пересмотры)
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений – международный договор, регулирующий обязательства государств по защите на своей территории авторских прав иностранных граждан. Конвенция об охране литературных и художественных произведений была принята в 1886 году в швейцарском городе Берн, получив по месту принятия более распространенное и короткое название – Бернская конвенция. Перед разработчиками стояла цель преодолеть территориальный характер действия авторских прав, сделать возможным защиту авторских прав в других странах. И эта цель была достигнута уже в первой редакции конвенции. Но Бернская конвенция продолжала развиваться. На схеме представлены изменения, которым подверглась Бернская конвенция в разные периоды времени.
Можно выделить два основных направления развития Бернской конвенции 1886 года:
1) Расширение перечня охраняемых произведений.
Первоначально Бернская конвенция распространялась только на опубликованные произведения в области науки и искусства. Но практически с каждой редакцией этот перечень дополнялся и уточнялся. В первую очередь это было связано с развитием техники и появлением новых форм творчества. Так, со временем Бернская конвенция начала охранять аудиовизуальные произведения. Довольно долго страны не могли договорить насчет охраны фотографий. В результате фотографии стали объектом охраны по Бернской конвенции только в 1908 году. Однако вплоть до 1996 года срок охраны фотографий был меньше, чем для других литературных и художественных произведений.
2) Повышение требований к международно-правовой охране литературных и художественных произведений, в частности, продление срока охраны, расширение объема авторских прав.
Что касается срока охраны авторских прав, то первоначально Бернская конвенция 1886 г. требовала предоставлять авторские права не менее чем на срок жизни автора и 25 лет после его смерти. Затем в результате пересмотра срок действия авторских прав был увеличен до 50 лет после смерти автора. Расширение объема авторских прав было отчасти связано с развитием техники, а отчасти с влиянием отдельных стран на текст Конвенции по охране литературных и художественных произведений.
Последний раз Бернская конвенция об авторском праве была пересмотрена в 1967 году в Стокгольме, но в 1971 и 1979 годах на дипломатических конференциях в Париже в нее вносили изменения. В дальнейшем конвенция будет рассматриваться в действующей редакции.
2. Произведения, охраняемые Бернской конвенцией 1886 г.
Вопрос о произведениях, охраняемых Бернской конвенцией на самом деле включает два подвопроса. Во-первых, какие виды объектов авторского права охраняются конвенцией. Во-вторых, каковы условия предоставления правовой охраны на территории иностранного государства.
В самом общем виде Бернская конвенция 1886 г. охраняет литературные и художественные произведения. Но что конкретно включает это понятие? Оно охватывает любую продукцию в области литературы, науки и искусства, включая книги, лекции, драматические, хореографические произведения, музыкальные сочинения, кинематографические произведения, произведения живописи, архитектуры, фотографии, произведения прикладного искусства, карты, планы. Однако приведенный перечень является открытым. Таким образом, Бернская конвенция распространяется на любые произведения, созданные в результате творческого труда.
Правовая охрана произведения за рубежом может истребоваться при наличии хотя бы одного из условий, которые сформулированы в ст.3 Бернской конвенции 1886 года:
- автор произведения является гражданином государства-участника конвенции;
- произведение было впервые опубликовано в стране-участнице Бернской конвенции 1886 г. Опубликование в смысле конвенции – это выпуск в обращение с согласия автора экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики. При этом к первому опубликованию приравниваются случаи опубликования в пределах 30 дней с момента фактически первого опубликования.
3. Основные нормы и принципы Бернской конвенции
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений базируется на следующих принципах:
- предоставление гражданам одного государства на территории других стран национального режима. Национальный режим означает, что иностранцы в вопросах защиты авторских прав приравниваются в правах и обязанностях к своим гражданам.
- объем авторских прав и способы их защиты регулируется правом государства, в котором истребуется правовая охрана. Например, произведения российского автора будут охраняться в США в соответствии с национальным правом США, а не России.
- Бернская конвенция 1886 г. устанавливает минимальные гарантии международно-правовой охраны авторских прав, что не препятствует государствам установить более высокий уровень охраны. Например, в России срок действия авторских прав равен периоду жизни автора и 70 годам после его смерти вместо 50 лет по конвенции.
Указанные принципы составляют смысловое ядро Конвенции по охране литературных и художественных произведений, они практически не изменялись с момента ее принятия в 1886 году. Вместе с тем Бернская конвенция включает и ряд специальных норм по защите авторских прав. Остановимся на наиболее значимых:
- срок действия авторских прав составляет период жизни автора и 50 лет после его смерти. Но это общее правило знает исключения, касающиеся кинематографических и фотографических произведений, а также произведений, созданных анонимно или под псевдонимом. Кстати, создание анонимных произведений допускается ввиду наличия права автора на имя.
- в объем авторских прав Бернская конвенция включает право на воспроизведение, распространение, переработку, перевод, передачу в эфир, публичное чтение произведения, право на защиту репутации автора, а также право следования. Подробнее о содержании этих прав можно прочитать в главе Основы авторского права Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP.
- авторские права, признаваемые конвенцией, знают целый ряд исключений в зависимости от вида права и вида произведения. Кроме того, некоторые права предоставляются только в случае, если они предусмотрены законодательством государства-участника Бернской конвенции 1886. Например, право следования сейчас признается в России, но признается в США (см. новости интеллектуальной собственности на нашем сайте)
4. Участники Бернской конвенции (территория действия конвенции)
Сегодня участниками Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведения являются 167 государств мира. Это позволяет сказать, что авторские права признаются и охраняются практически по всему миру, т.к. каждое из государств приняло обязательства по охране авторских прав граждан других участников. Таким образом, Бернская конвенция является универсальным международным договором по авторскому праву.
В файле по ссылке доступен полный список участников Бернской конвенции. Кроме того, этот список доступен на сайте ВОИС (WIPO) , где также указана дата присоединения к конвенции и дополнительная информация.
На территории России Бернская конвенция вступила в силу 13 марта 1995 года. Напомню, что Советский союз к конвенции не присоединился ввиду особого подхода к регулированию авторских прав. Подробнее об этом Вы можете прочитать в главе История авторского права Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP.
5. Бернская конвенция 1886 и национальное право стран-участниц
Бернская конвенция, являясь международным договором, имеет приоритет над национальным правом государств-участников. Это означает, что при противоречии норм Бернской конвенции и норм национального законодательства применяться должны конвенционные нормы. Из этого правила есть некоторые исключения:
- национальное право может устанавливать более высокий уровень охраны авторских прав, чем Бернская конвенция. В этом случае применяются нормы национального права;
- некоторые положения Бернской конвенции сами допускают возможность отступления от них. Например, срок охраны кинематографических произведений может быть сокращен до 50 лет с момента сообщения для всеобщего сведения, либо с момента создания, если фильм не стал доступным для всеобщего сведения;
- некоторые авторские права, о которых упоминает Бернская конвенция, действуют, только если прямо предусмотрены законодательством государства-участника. Например, право следования (resale royalties, droit de suite).
6. Бернская конвенция в системе международных договоров по авторскому праву
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений является не единственным международным договором, регулирующим международно-правовую охрану интересов авторов. Иные универсальные международные договоры в области авторского права описаны в теме Международное авторское право. И так как одни и те же страны могут быть участницами нескольких международных договоров, возникает вопрос, как соотносятся нормы таких международных договоров? Статья 20 Бернской конвенции гласит:
Правительства стран Союза оставляют за собой право вступать между собой в специальные соглашения, которые предоставляют авторам более широкие права по сравнению с настоящей Конвенцией или содержат другие положения, не противоречащие настоящей Конвенции. Продолжают применяться положения действующих соглашений, удовлетворяющие этим требованиям.
Таким образом, Бернская конвенция допускает участие государств в других международных договорах по авторскому праву, однако нормы таких договоров не должны противоречить Бернской конвенции 1886 г. В случае коллизии применению подлежат именно нормы Конвенции об охране литературных и художественных произведений.
Россия одновременно участвует во Всемирной конвенции по авторскому праву 1952 года, Договоре ВОИС по авторскому праву 1996 года, Соглашении ТРИПС 1994 года, а также международных договорах в рамках СНГ. Во всех случаях авторам должны предоставляться гарантии защиты не меньшие, чем предоставляет Бернская конвенция.
Полезные ссылки по теме "Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 года":
1) Интересная статья про конвенцию на другом сайте.
2) Статья в Википедии о конвенции об охране авторских прав.
3) Реферат по теме Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.
4) Юридическая консультация по авторскому праву юридической фирмы "ЭрГрэинпат"