Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) издала разъяснения по некоторым вопросам применения законодательства о рекламе. Один из вопросов касался незаконного использования интеллектуальной собственности в рекламе. По мнению ФАС, незаконное использование товарных знаков, объектов авторских, смежных и патентных прав в рекламных материалов не влечет ответственность за нарушение ФЗ "О рекламе", соответственно, ни рекламодатель, ни рекламораспространитель, ни рекламопроизводитель не могут быть привлечены к административной ответственности.
Письмо №АД/26584/15 "О разъяснении отдельных положений ФЗ "О рекламе" было издано ФАС 28 мая 2015 года. С одной стороны, такие письма не носят обязательного характера и не являются нормативно-правовыми актами. С другой стороны, поскольку именно ФАС уполномочена рассматривать дела о правонарушениях в области рекламы, это письмо показывает, как будет складываться административная практика.
Сам вопрос возник в связи с тем, что ч.11 ст.5 ФЗ «О рекламе» обязывает при распространении рекламы соблюдать законодательство РФ, включая законодательство об охране интеллектуальной собственности. Однако ФАС посчитал, что эта норма закона является лишь отсылочной и ответственность за нарушение интеллектуальных прав наступает по правилам гражданского законодательства, а не законодательства о рекламе. Таким образом, незаконное использование, скажем, зарегистрированного товарного знака само по себе не является основание для привлечения к административной ответственность за ненадлежащую рекламу.
Вместе с тем такое разъяснение не исключает привлечения к юридической ответственности за нарушение исключительных прав. Меры такой ответственности зависят от вида интеллектуальной собственности, так как, например, ответственность за нарушение авторских прав и ответственность за нарушение прав на секрет производства наступают на разных условиях и подразумевают применение разных санкций. Например, в России предусмотрена уголовная ответственность за нарушение авторских и смежных прав, но разглашение ноу-хау преступлением не признается.
Помимо вопроса об использовании интеллектуальной собственности в рекламе ФАС высказал официальное мнение насчет правил рекламы лекарственных средств и размещения объявлений на знаках дорожного движения, а также о прекращении антимонопольных дел в связи с невозможностью установить виновного субъекта (применительно к рекламе посредством мобильной и иной связи).
Ключевые слова: новости, интеллектуальная собственность в рекламе, ФАС, законодательство о рекламе